Эта игра закончится спустя 10 лет, так что готовься разбивать… На 3 декабря намечена мировая премьера фильма из категории billiards movie - "8-ball" режиссеров Хосе Ла Круза и Адриано Мансаны. В главных ролях Пол Бен-Виктор, Шеннон Мюррэй и Дэвид Барросо. Эта бильярдная криминальная драма заимствует повествование и сюжетные элементы из "Крестного Отца II", "Славных парней" и "Молчания ягнят".

Как рассказал продюсер картины и исполнитель одной из ролей Дэвид Барросо в одном из интервью, суть этой истории такова, что начинается она 10 лет назад с судьбоносной встречи в бильярдной в Квинсе, штат Нью-Йорк, местного гангстера Рамона Торсо, который является еще и великим игроком в пул, и четверых друзей из этого района.

Когда на игру "8-Ball" заключено фальшивое пари, ситуация принимает ужасный оборот, и Торсо вынужден бежать по всей стране. Затем фильм переходит от черно-белого к цветному, и зрители увидят Рамона 10 лет спустя. Он уже оставил бильярд позади и приспособился к образу жизни Голливуда.

Однако его попытка сбежать от прошлого оказывается под угрозой, когда местный полицейский, который также любит играть в пул, находит его и угрожает подорвать его новый мир. Как обещают создатели этой картины, она придется по душе как любителям триллеров, так и фанатам бильярда. Интересно, что эта история основана на реальных событиях из жизни настоящего гангстера, для которого пул был всем. А смонтирован "8-Ball" под убойный саундтрек с музыкой The Rolling Stones, Джеймса Брауна и Эминема.

Конечно, хочется, чтобы это был реально фильм о бильярде, а не история с бильярдным бэкграундом, как, к примеру в "Повороте реки" ("Против течения" "Turn the river") (2007г.) с Фамке Янссен, где главная героиня организует поединки с высокими ставками против опытных игроков в бильярдной своего друга Тедди, чтобы насобирать достаточно денег для побега со своим сыном, с которым их разлучили, или в "Дуплете" (1992 г.) от латвийского гуру остросюжетного кино Алоиза Бренча, где слишком любопытный немецкий бильярдист Клаус Майер интересовался больше не чемпионатом мира в Риге, куда приехал за победой, а коррупционной схемой местных чиновников, за что и поплатился, упустив титул и потеряв любимую. Именно таких billiards movie вышло на экран больше всего.

Чем-то похож на "Поворот реки" и "Поцелуйчик" ("Kiss shot") 1989 года с Вупи Голдебрг в главной роли.

Там вроде бы и пула много, и трюки есть и центральный матч между главными героями, но уж слишком наивно все выглядит, и совсем не верится, что милая толстушка и мать-одиночка Сара Коллинс (Вупи Голдберг) может круто уделать любого игрока, да еще и разводить лохов на бабки. Забавная комедия, но не фильм об игре.

Есть еще гонконгский телесериал "Король снукера" (2009 г.), который рассказывает о вымышленном игроке, чемпионе мира по снукеру Яу Ят Киу, удивившем всех своим решением уйти из спорта, а его дочь хочет пойти по его стопам…

Или "Легенда о Драконе" (1991 г.), производства Гонконга, с участием известного профессионала, шестикратного финалиста чемпионатов мира Джимми Уайта. Эта история о сыне великого мастера кунг-фу, который отлично играет в бильярд, и его дядя, погрязший в долгах, беззастенчиво эксплуатирует племянника, зарабатывая на нем деньги. Сам герой ничего об этом не знает, ведь он никогда не играет на деньги и считает, что это обычные "дружеские" матчи. Кульминацией становится момент, когда он проигрывает землю своего отца могущественному боссу мафии, нанявшему чемпиона мира по бильярду (Джимми Уайта).

В бильярд играют даже в известном мультике "Cue Ball Cat" (54 серия "Тома и Джерри", 1950 г.).

А американский режиссер Стью Сигал умудрился пристроить снукерный стол даже в свой фильм "Ненасытная" (1980 г.), снятый в эпоху порно-шика. Понятное дело, по назначению стол используется лишь несколько секунд: главный герой играет в снукер, пока его тренировку не прерывает главная героиня в нижнем белье.

В целом же, на больших экранах светится, в основном, пул, поскольку львиная доля подобных картин снята в США (а там популярен именно этот вид бильярда, особенно найн-бол). Сюжет тоже почти одинаков везде: есть талантливый игрок, который либо сам зарабатывает на этом таланте, обыгрывая неудачников, либо на нем зарабатывает его менеджер или хитрый дядюшка, но в финале, как правило, побеждает "честный" бильярд.

Ну а теперь рейтинг…

Я научил тебя всему, что ты знаешь, но не всему, что знаю я


На десятое место я поставила "Балтиморскую пулю" ("Балтиморский ас") (The Baltimore Bullet) (1980 г.) американского режиссера Роберта Эллиса Миллера. Эта старенькая комедия о том, как два бильярдных мошенника (ветеран пула в прошлом и большой любитель похвастаться Ник Кейси (Джеймс Кобурн) и его молодой талантливый протеже Билли Джо (Брюс Бокслейтнер) пытаются устроить все так, чтобы знаменитый на весь мир игрок Дикон проиграл бы им огромную сумму. Ник по кличке "Балтиморская пуля" два года ждал этого поединка, ведь Дикон (Омар Шариф) все это время сидел в тюрьме за неуплату налогов, и вот он вышел, а "Балтиморский ас" бросается вслед за ним в Новый Орлеан ради этой встречи. Ставка 20 тысяч долларов, но сыграть можно только одну партию…

Кроме того, Ник и его ученик Билли Джо сходятся в финале чемпионата, где ветерана Кейси совсем не пугает перспектива проиграть своему молодому сопернику, и на все его угрозы он отвечает: "Я научил тебя всему, что ты знаешь, но не всему, что знаю я".

У американской публики этот фильм не вызвал особого интереса, но в целом это довольно забавная картина.


Для кидалы нет такого понятия как удача


На девятом месте - американский "Тир" ("Shooting Gallery") (2005 г.) Киони Ваксмана. Привлекательная сторона этого фильма - актерский состав: это Винг Рэймc и Фредди Принц-младший, сыгравшие главные роли. Слоган фильма: "Для кидалы нет такого понятия как удача". Талантливого игрока в пул Джереко Хадсона, который выбрал путь каталы и занимается тем, что разводит на деньги лошков, замечает криминальный авторитет Карл Бриджерс (Винг Рэймc) по кличке "Девятый шар", который, в свою очередь, считается лучшим игроком в этом виде из когда-либо существовавших.

"Тир" (Shooting Gallery) – это бильярдная, его частная контора, где он проворачивает все дела и в конце дня забирает 7% от всего выигрыша. Философия Карла проста и он заставляет придерживаться своих игроков одного правила: "Никогда не показывай, что ты умеешь хорошо играть там, где ты не был раньше". Ну, и конечно же, нельзя обманывать Карла и играть без его ведома в других местах.

Джереко (Фредди Принц-младший) о себе говорит так: "Я, как и они, был кидалой. Но я кидала с мозгами, а у таких только два выхода – либо счастливый, либо мертвый".

До конца фильма кажется, что он пешка в лапах Карла и продажного копа, но в финале он подтверждает свои слова о том, что он с мозгами, и выясняется, что Джереко умеет отлично разводить не только за бильярдным столом.


Для пивного бара бильярд – идеальная игра, само совершенство…


Восьмое место и новозеландская картина "Большой приз" ("Stickmen") Хэмиша Ротуэла, которая вышла на экраны в 2001 году. Это, конечно же, не тот культовый "Большой приз" об автогонках с Ивом Монтаном 1966 года, но заняв поул-позишн в кресле, я не отрывалась от этого просмотра все полтора часа, сколько он длился.

Героев этого фильма, трех друзей Уэйна, Томаса и Джека, объединяет страсть к бильярду. Они не профессионалы, но почти не уступают им ни в чем. Эту команду приглашает на большой турнир крутого мафиози по прозвищу Большой Папочка, его помощник Холден,который специально подыскивает игроков для этих дел. Папочка зарабатывает на ставках, и кончено же, не хочет, чтобы они выиграли. Победа для них становится важна уже не только ради триумфа, но и ради собственного спасения, а также они просто не могут проиграть, ведь их друг Дэйв, владелец бильярдной, поставил на их выигрыш свой бар.

На пути к победе их поджидают всевозможные соблазны в виде алкоголя, девочек и вечеринок, а еще они рассказывают об отношениях полов в типичном циничном для нынешних молодежных комедий стиле. Кроме того, фильм словно на части делится ремарками Холдена, который очень доходчиво "поясняет" правила, философию и психологию игры, к примеру, о разбивке и "правиле голой задницы":

"Для пивного бара бильярд – идеальная игра, само совершенство. Есть все: конфликт, драма, азарт охотника и холодный расчет стратега. Правила могут быть разными, но игра всегда остается игрой".

Есть здесь и традиционный финальный матч, причем соперники этих парней вооружены не только киями, но и крутыми пушками, а также много трюков с зависающими в воздухе шарами.


Азарт в бильярде не помощник


Итальянские страсти на седьмом месте – фильм "Синьор 15 Шаров" режиссера Франческо Нути, который сыграл также главную роль, с участием итальянской актрисы (очень популярной у себя на родине) Сабрины Ферилли.

Бильярд – это не увлечение, это стиль жизни, где нет случайных людей. Герой фильма постигает тонкости этой игры и посвящает ей все свое время. Начинается история рассказом "маэстро" о том, как он вырастил чемпиона Чеко (Франческо Нути). Он говорит, что многому научил его, а главное - том, что: "Азарт в бильярде не помощник, потому что бильярдный стол, лузы и шары, все – ради чего стоит жить, это ведь не игра, а искусство, как шахматы и фехтование".

О своем ученике он говорит: Он единственный в мире, кто может забить 15 шаров одним ударом обычной метлы. Так что Ронни, который о себе заявил примерно то же самой, только там вроде швабра была, оказывается, не первый, кто до этого додумался… Чеко тренируется везде, где только можно: в ресторане, в отеле, в парке, на дискотеке. Все резко меняется, когда он случайно знакомится на кладбище с проституткой по имени Сиси, которая приносит цветы своим умершим клиентам. Этот роман привел к тому, что Чеко в последний момент отказался играть в финале чемпионата… Ну а мораль этой истории такова: Чемпион не должен бояться трудностей.


Быть чемпионом приятно лишь первые десять минут


Шестое место в моем рейтинге заняли сразу два фильма. Это американская спортивная драма "Барон и малыш" ("The Baron and the Kid") (1984 г.) режиссера Гэри Нельсона и английский мюзикл "Малыш Билли и Вампир зеленого сукна" ("Billy the Kid and the Green Baize Vampire") (1987) теле- и кино-режиссера, продюсера и писателя Алана Кларка.

Первый – это история о знаменитом в прошлом, но далеко не безгрешном игроке в бильярд (он когда-то драл лохов, как теперь это делает его сын), который узнает, что его малыш тоже стал акулой этого спорта. Уильям Эддингтон по прозвищу Барон в общем-то и не знал о существовании отпрыска, но случайно в бильярдную зашел молодой и дерзкий игрок, намеревавшийся подзаработать на местных лопухах, и, увидев Барона, предложил ему сразиться. Барон, ясное дело, выиграл, но чувак не хочет отступать и предлагает сыграть на кольцо. Барон это кольцо узнал – это был подарок его бывшей жене, к которой он и отправился за разъяснениями.

Узнав о сынишке и о том, чем он занимается, Уильям Эддингтон намерен наставить его на путь честного бильярда.

- Скажи очень приятно быть чемпионом?

- Первые десять минут, а потом понимаешь, что титул необходимо еще и отстаивать, - таков диалог сына и отца при первом знакомстве в этом качестве.

И вот они с сыном едут на чемпионат, чтобы выиграть денег на спасение бильярдной, которую хотят продать. В финал выходит Барон и побеждает. Правда, в его карьере уже был случай, когда он победил, накачав соперника амфетаминовым допингом. Вот и сейчас без этого не обошлось. Конечно, потом выясняется, что этот грязный прием – совсем не дело рук Барона…

"Billy the Kid and the Green Baize Vampire" о том, как дерзкий игрок в снукер Билли Кид принимает вызов от шестикратного чемпиона мира Максвелла Рэндэлла по прозвищу Вампир Зеленого Сукна, и соглашается на матч с очень дорогой ставкой - проигравший никогда больше не будет играть в профессиональный снукер.

Рэндэллу нечего терять – он старый вампир, который носит клыки и расслабляется в гробу, и он уже на грани выхода на пенсию, а вот для Билли – это конец всего. Прототипами двух главных героев стали реальные легенды снукера Рэй Рирдон (по прозвищу "Дракула") и Джимми Уайт, пик успеха которого пришелся на начало 1980-х годов. И несмотря на то, что это мюзикл, он способен подарить немного острых ощущений от просмотра поединков любителям снукера, особенно в финальной битве.


Верь, и ты будешь чемпионом


Следующий фильм под названием "9-Ball" – первая картина, которая сфокусирована на женском бильярде, и ему от меня пятое место. Героиня "9-Ball" пополнила небольшой список профессиональных спортсменок, которые попали в кино, присоединившись к таким звездам как Джина Карано и Эстер Уильямс.

Звезда американского пула Дженнифер Барретта сыграла главную роль в этом фильме Тони Пальмы. Причем сделала это не в качестве "выхода на пенсию", как многие спортcмены продолжают карьеру в кино, а в то время, пока она еще в строю.

Компанию Дженнифер в этом проекте составила cуперзвезда мирового бильярда Жанетт Ли по прозвищу Черная Вдова, которая стала уже одним из самых мощных брендов в пуле благодаря своей харизме и послужному списку, включающему более 30 международных и национальных титулов.

К слову, Жаннетт Ли и британский промоутер Барри Хирн, который начинал карьеру в качестве бухгалтера, а потом скупил несколько бильярдных залов и создал компанию Matchroom Sport, в августе 2013 года были включены в Зал Славы Бильярдного конгресса Америки, став его 61-м и 62-м членами.

Фильм "9-Ball" – это история жизни молодой бильярдистки по имени Гейл, которая после смерти ее отца осталась на попечении ее жуткого дядюшки. Дядя заметил ее большой талант в пуле и решил использовать это как способ заработать деньги для себя. Однако Гейл подросла, захотела вырваться из этого образа жизни и стать профессиональным игроком и чемпионом по найн-болу. Вместе с тем, "9-Ball" не только фильм о пуле, но и о преодолении основных препятствий в жизни ради мечты. Мораль этого фильма заключена в словах умирающего на глазах малышки Гейл папы: ей: "Гейл, верь, и ты будешь чемпионом."





На бильярдном столе неважно сколько тебе лет, какой у тебя цвет кожи или сколько у тебя денег


На бильярдном столе неважно сколько тебе лет, какой у тебя цвет кожи или сколько денег у тебя в кармане, тут важно как ты бьешь – с этой фразы начинается фильм, который стоит посмотреть всем, кто любит забивать шары на столе. "Одержимые бильярдом" ("Поединок") ("Poolhall Junkies") (2002 г.) американца Марса Каллахана на четвертом месте.

В этой истории, как и в предыдущей, главный герой молодой Джонни Дойл (Марс Каллахан) по прозвищу Хитрец — настоящий виртуоз пула, он, как и Гейл, мечтает стать чемпионом среди профессионалов. Однако, его опекун и менеджер Джо мечтает заработать состояние, используя талант своего подопечного в турнирах на деньги…

Картина снята в лучших традициях классических фильмов о бильярде. Как ни пытался Джонни уйти от игры, у него это не получалось. Главный месседж фильма: игрок – это диагноз. Есть здесь и неплохие трюки, а также отличный юмор в диалогах героев.

Мы разыграем другую партию. И сделаем это красиво и элегантно


На бронзовый пьедестал я поставила российский фильм "Классик" (1998 г.) режиссера Георгия Шенгелия. Здесь круто все: от сюжета и атмосферы лихих "90-ых" до трюков и психологии суть которой в том, что среди профессионалов жлобья не водится. Некое общество бильярдистов собирает деньги для благотворительных целей (на помощь ветеранам бильярда и проведения турнира среди них). Матёрый профи Савицкий сначала отказывается скинуться ради праздника стариков, но потом кладет в общак $20 тысяч, правда, чуть позже "снимает всю кассу", банально ограбив курьера, который должен был доставить деньги в пункт назначения. Курьер хочет вернуть деньги в духе этой эпохи: с пушками и разборками, но "Мы разыграем другую партию. И сделаем это красиво и элегантно", - слышит он в ответ от инициатора-благотворителя.

Так вот, чтобы вернуть похищенную кассу, к Савицкому подсылают игрока-виртуоза по кличке Классик и его телохранителя Юру. Они договорились с Савицким на партию с очень крупными ставками, причём отказ от игры под любым предлогом считается проигрышем. Фишка в том, что за "Классика" "гастролёры" выдают совсем не того, кто им является. Ну а начинает поединок настоящий "Классик" (Алексей Гуськов) с легендарного, но мифического "удара Лемана".

Фильм критикуют именно за эту ересь, поскольку это не удар Лемана на самом деле, но картина не теряет своей ценности даже из-за этой небольшой фальсификации. "Классик" – один из лучших о бильярде.

Думаешь, на одном таланте в пул или покер можно 40 часов подряд играть?

На втором месте американская драма режиссера Роберта Россена, и не побоюсь назвать ее культовой. Это "Мошенник" ("Бильярдист") (Hustler) (1961 г.) - экранизация одноименного романа Уолтера Тэвиса. Фильм получил 9 номинаций на премию "Оскар" и одержал победу в двух из них: за лучшую операторскую работу (чёрно-белый фильм) и за лучшую работу художников и декораторов (чёрно-белый фильм). А главного героя вымышленного Шустрого Эдди, наверное, давно полюбили многие, как и реального Ракету Ронни, за то, что оба рискуют любовью и счастьем ради отчаянной авантюры.

На экране есть лишь горстка кино-героев, которые выглядят настолько реальными, что зритель относится как к живым. Быстрый Эдди - один из них. Это один из самых глубоких по смыслу и сюжету фильмов о бильярде. Плюс еще потрясающая игра неподражаемого Пола Ньюмана и целый "сборник" философских мыслей об игре.

Молодой и талантливый игрок в пул Эдди Фелсон по прозвищу Шустрый Эдди катается по стране со своим менеджером, зарабатывая на жизнь быстрыми наличными после побед над местными лохами. В одном из городков он играет с известным на всю Америку мастером по прозвищу "Толстяк Миннесота". После этого поединка длиной в 40 часов Эдди теряет все свои сбережения, хотя сначала выигрывал каждую партию, но не смог вовремя остановиться. Это один из важнейших эпизодов фильма.

Чуть позже богатый и циничный Берт Гордон, который зарабатывает на ставках, скажет Фелсону, что причина его проигрыша — не отсутствие таланта, а недостатки характера.

- Талант есть у всех, даже у меня. Думаешь, на одном таланте в пул или покер можно 40 часов подряд играть? Да у Толстого в пальце характера больше, чем в тебе со всеми потрохами.

И за отсутствие характера Эдди заплатил слишком дорога - потерял гордость, пальцы на некоторое время, и любимую. Лишь после этого у него появился характер. Ну и чтобы плавно перейти к первому месту, хочу еще раз процитировать Гордона: "Бильярд – особый вид спорта, в нем все очень просто – в конце игры считаешь деньги, так и узнают, кто лучший. И все. По-другому не бывает".


Главное не секс и не бильярд, главное в жизни – деньги


Первое место - "Цвет денег" ("The Color of Money") – сиквел фильма "Мошенник" режиссера Мартина Скорсезе, тоже оскароносный, вышедший в 1986 году. Здесь в главной роли снова Пол Ньюман. Который и получил "Оскар" за лучшую мужскую роль, хотя, честно сказать, он был достоин этой награды еще за первого Эдди. А цвет денег здесь – это цвет бильярдного сукна - такой же, как у американских долларов. Молодого и дерзкого здесь уже играет такой же Том Круз (в роли Винса).

Шустрый Эдди уже отошел от бильярдных дел и занимается прибыльным бизнесом по перепродаже спиртного, но как говорит Эдди: "Выигранные деньги вдвое слаще, чем заработанные".

Фелсон начинает катать Винса, который все же играет не за деньги, а просто ради победы, чтобы показать, какой он крутой, а его танцы с кием в руках просто незабываемы. Он все никак не может смириться с мыслью, что ради денег иногда нужно проиграть, чтобы запутать соперника, и частенько портит дела Фелсону.

- Главное не секс и не бильярд, главное в жизни – деньги. Самые лучшие всегда при деньгах, не только в бильярде, но и во всем, во всех областях, - поясняет своему подопечному сопляку опытный Эдди Фелсон. Он говорит эту фразу очень уверенно, правда, пока не догадывается, что его философия станет для него же самого ножом в спине.

Однако их пути расходятся после того, как Эдди пытался вспомнить былые времена и развести одного игрока, но в итоге сам оказался в роли лоха. Затем он едет на чемпионат страны по пулу, где в полуфинале встречается с Винсентом. В упорнейшей борьбе побеждает Эдди, но когда узнает, что Винс просто сдал матч ради выигрыша от ставки, то его мир просто рушится. Вот он – нож в спине, его ученик Винс хорошо усвоил философию о главном в жизни.

Эдди уходит со своего финального матча и идет устраивать другой поединок ,который гораздо важнее для него… Ведь как он сам вспоминает, намекая на первый фильм, его "заставили уйти из бильярда раньше времени"


Надежда Белянская.