Белорусы в Крусибле. Интервью с участницами женского чемпионата мира по снукеру Яной Шут и Анастасией Тумилович. Часть 2
Стив Дэвис заявил, что не ожидает когда-либо увидеть женщину, на равных конкурирующую на заключительных этапах чемпионата мира по снукеру с мужчинами. Так он прокомментировал недавно прошедший женский чемпионат мира, который состоялся 18-23 апреля в английском городе Лидсе. Правда, этот турнир, по сравнению с одновременно проходящим мужским чемпионатом в Шеффилде, оказался почти незамеченным. И на фоне подобных высказываний и событий Snooker.by пообщался с белорусскими снукеристками Яной Шут и Анастасией Тумилович, которые впервые участвовали в турнирах в Лидсе и побывали в культовом для любителей снукера месте – Крусибле в Шеффилде. В первой части интервью наши спортсменки рассказали о своих впечатлениях от чемпионата мира в Лидсе и уровне женского снукера, а в этой говорят о посещении Крусибла, общении с топ-игроками, а также о том, чем может привлечь зрителей женский снукер.
- Чем порадовал Крусибл?
Настя:
- Нереальные впечатления просто. Вообще мы изначально планировали, что на день как минимум поедем в Шеффилд, и бронировали билеты именно на один день. Уже во время женского чемпионата мира в Лидсе стало известно, что именно на тот день мы попадаем на игру О'Салливана. Радости не было предела. Потом выяснилось, что наши игры завершаются 22-го апреля, а не 23-го, и мы можем попасть в Шеффилд еще на день раньше.
На свой страх и риск мы поехали в Шеффилд, потому что на 23-е билеты не покупали, но на первую сессию билеты были, и нам удалось посмотреть игры. Возможно, именно потому, что я ожидала особенной атмосферы, мои ожидания оправдались. На самой арене действительно особая атмосфера. Особая тишина, ни шороха вообще, но одновременно с этим чувствуется дух соперничества, очень здорово.
Правда, там нельзя фотографировать, во время фрейма нельзя вставать и ходить, только между фреймами это можно делать. Если на матч опаздываешь, то тебя не пускают. Стоишь возле двери и ждешь, когда фрейм закончится, но там есть специальная зона с телевизорами, диванчиками, вроде кафе, и можно в это время смотреть фрейм, пока не пустят в зал. Но когда смотришь вживую, то это большая разница по сравнению с ТВ-просмотром.
Мы видели многих игроков. Попали на матчи Джадд Трамп – Том Форд, Нил Робертсон – Робби Уильямс, Майкл Холт – Марк Аллен. Из них больше всего меня поразил Нил Робертсон. Настолько легко, непринужденно и уверенно играет, показывая эту уверенность, то, что он первый номер.
На следующий день Селби – Картер, Перри - О'Салливан. Первый матч мне понравился больше. К примеру, когда Картер не забивает черный шар, его злость видят все зрители, и следующий фрейм на этой злости, на эмоциях он выигрывает. Во втором матче была не та игра, которую я ожидала увидеть.
- С кем из игроков удалось лично пообщаться? Кто вас, может быть, удивил?
Настя:
- Ян Верхас сделал нам небольшой подарок – экскурсию за кулисы. Посмотреть на организацию самого-самого значимого турнира в мире снукера – это много стоит. Огромное спасибо хочу сказать Яну. Впечатления незабываемые. Весь театр Крусибл на время проведения чемпионата оборудован специально для игроков: зоны отдыха, гримерки. Пресса, фотографы, комментаторы – все они сидят за темным стеклом со стороны зала, чтобы их не было видно. Мы побывали и в комментаторской, и комнате прессы – это незабываемо. Удалось пообщаться с Кеном Доэрти, Домиником Дэйлом, Али Картером, Шоном Мёрфи, Марком Алленом.
Яна:
- Кен Доэрти и Шон Мёрфи – самые общительные из всех, что мы встретили. Они расспрашивали нас, как дела, нравится ли нам тут, в общем, все о нас разузнали. Майкл Холт удивил тем, что был очень нервным во время матча, каким-то дерганным и постоянно недовольным. Это все публика ощущала. Ну а вообще хотелось бы сказать большое спасибо Яну Верхасу, он много для нас сделал, помог достать билеты, а потом и поменять их, за кулисы провел, показал все, объяснил.
Настя:
- Доминик Дэйл удивил своим внешним видом. Серый костюм с ярко фиолетовой спиной и черно белые в полоску туфли – все это смотрится очень-очень экстравагантно. Даже модник Трамп на фоне Дэйла выглядел очень скромно. Я этого не ожидала, думала, что там все строго консервативно, камерно.
- World Snooker активно продвигает свой проект CueZone. Какую пользу он дает начинающим игрокам и чем он интересен?
Яна:
- Когда мы были в Шеффилде, у них проходил женский день в Крусибле. И напротив Крусибла есть здание, которое называется Cue Zone, и там есть стол, на котором можно тренироваться и поиграть. Также там проходили разные развлекательные игры, мы даже поучаствовали в одной. Давалось 60 секунд и пирамида из 10-ти красных, и игрок должен за это время забить как можно больше шаров. И тот, кто больше всего забьет, тот получает презент.
В этот день здесь были Хана Джонс и Риан Эванс. Они проводили тренировки. Были там и девочки, которые не умели играть, и им показывали, как нужно правильно стоять, делать удар. Мы также сыграли там командный фрейм – я с Настей против Ханны и другой участницы, и мы победили.
Ханна Джонс (слева), Яна Шут и Риан Эванс
Настя:
- Но есть такой нюанс, что "Евроспорт" не транслирует то, что показывают в Англии, на Би-би-си. А в этой Cue Zone есть ведущий, рядом с которым сидят, к примеру, Стивен Хендри и Стив Дэвис и комментируют матчи, которые проходят в это же время напротив в Крусибле.
Яна:
- Например, обсуждают, как играет Ронни О'Салливан. Там есть телевизор, и они могут подойти, нарисовать схему, обсудить, как совершается какой-то определенный удар, или как надо отыгрываться. А позади них стоит этот снукерный стол, где можно тренироваться и играть. И там обычно собирается много людей, не только поиграть, но и посмотреть на Хендри и Дэвиса. Когда наступает перерыв в матче, то "Евроспорт" показывает повтор какого-то другого поединка, а Би-би-си транслирует в это время происходящее в Cue Zone, но они не продают этот контент "Евроспорту".
- Как на ваш взгляд можно сделать женский снукер интересным для зрителей?
Настя:
- Из всего женского бильярда интересным для показа по телевизору может быть турнир – микст. Во время нашего чемпионата прошло собрание Ассоциации (WLBSA) , и мы предложили сделать этот турнир не накануне чемпионата мира, а уже по завершении какой-либо стадии, чтобы можно было привлечь на турнир больше профессиональных игроков. И тогда будет гораздо больший резонанс в снукерном сообществе.
А так получается – ну да, прошел женский чемпионат мира, и об этом знало три человека. Освещение соревнований в СМИ, на мой взгляд, недостаточное. Даже в популярном в Британии Твиттере женского чемпионата мира было недостаточно информации. Конечно, мы предлагали, чтобы хотя бы финальные стадии женского чемпионата проводить на большой Арене. На самом деле простор для фантазии здесь большой, но здесь главное взяться за все это и воплотить в жизнь.
- Видите ли вы себя в снукере через 5- 10 лет? Не боитесь ли перегореть?
Настя:
- Слишком большой период, не могу загадывать. Через 5-10 лет я реально не представляю, что может случиться. Однако на самую ближайшую перспективу (а это на год) планы развития себя в снукере есть и достаточно серьезные, вместе с плотным графиком турниров. Конечно, хочется стать чемпионкой Европы, ну и выйти на мировой уровень красивой и качественной игры.
Яна:
- Я вижу себя в снукере и через пять, и через десять лет, если ничего не изменится, и все будет хорошо с учебой и т.д. Я рассчитываю продолжать играть в снукер, улучшать свою игру и работать над собой.
- Как думаете, есть ли хоть малейший шанс у снукера стать олимпийским видом?
Настя:
- Эти разговоры ведутся уже столько лет, сколько я играю, это где-то 15 лет, и до сих пор идут споры, какой же вид бильярда вообще должен стать олимпийским. Достаточно большой популярностью пользуется снукер, но пул не менее популярен, особенно в Америке, русский бильярд популярен, в основном, в странах СНГ.
Яна:
- Ну, в русский теперь и в Германии уже много играют, и все же снукер покорил почти все страны. Его знают и в СНГ, и в Америке, и в Китае, и в Австралии, в Европе везде играют в снукер. В пул все же больше в Америке играют. Но многие люди считают, что бильярд – это азартный вид спорта, поэтому не должен становиться олимпийским.
Настя:
- Но разговоры об этом идут. Вопрос в том, какой вид бильярда делать олимпийским, и как это сделать. Либо же все виды включить в программу Игр, либо конкретную дисциплину. Много дебатов по этому поводу. Я, конечно же, за то, чтобы снукер стал олимпийским видом, потому что тогда уровень развития был бы совершенно другой.
- Что посмотрели, как отдыхали, что впечатлило?
Яна:
- В Лондоне отдыхали 1,5 дня. Гуляли по городу, прокатились на туристическом двухэтажном автобусе, видели большинство достопримечательностей Лондона. Биг-Бен, Тауэрский мост, Тауэр, Лондонский глаз, Букингемский дворец, Гайд-Парк, Сент-Джеймс Парк. Меня больше всего впечатлил Биг-Бен.
Настя:
- А меня – Тауэрский мост, это определенно, мое любимое место, я даже не один раз туда съездила. Метро очень понравилось. Все говорят, что там можно запутаться, но я бы не согласилась с ними, хотя мне довелось делать пересадку лишь на вторую линию. Если следовать указателям, то все нормально. Запутаться шансов нет. Метро веселое, яркое и запоминающееся. Я обычно везде старюсь побывать во время путешествий: и в наземном транспорте, и в метро, и здесь мне очень понравилось.
В Лидсе мы сходили в Национальный художественный музей. Он похож на наш в Минске. Каких –то особо впечатливших меня произведений не было, но у нас не было много времени, так что эта экскурсия была больше обзорной.
В Шеффилде по вечерам мы были в пабе неподалеку от Крусибла. Там собирались все игроки и организаторы. И колоритность самого английского паба меня очень поразила. Это не то, что наш какой-нибудь минский клуб. Там старинная мебель. Вот я сидела на стуле и понимала, что я могу скоро просто сидеть на полу, потому что он просто развалится подо мной. Но там это нормально. Также поразило количество людей, которое там находилось. Их невероятно много. У англичан есть такая традиция, касательно пабов: они идут с работы и заходят в паб. Причем, поскольку помещения маленькие, можно очень часто наблюдать такую картину, когда стоят на улице люди в костюмах с бокалами пива и общаются. Для меня это было в диковинку.
Яна:
- Меня бы в паб не пустили, поскольку туда пропускают только по паспорту, поэтому в паб мне попасть не удалось. В Лидсе была только в клубе и гостинице, а также прогулялась по городу, да и в Шеффилде тоже.
Беседовала Надежда Белянская.
Фото: из архива Яны Шут и Анастасии Тумилович.