Путевка в мэйнтур на два года
Кажется, что совсем недавно World Snooker объявил о том, что новички мэйн-тура будут получать профессиональную карту игрока на два года вместо одного. Тем не менее, нынешний сезон станет четвертым, в котором применяется новая система. Следовательно, мы с вами увидели две волны новых игроков. Но насколько изменился тур, и облегчили ли двухгодичные лицензии путь для новичков в топ-64 - вопрос, требующий детального рассмотрения.
Итак, давайте разбираться. С введением двухгодичных квот мы смогли оценить игроков, которые появились в туре в 2012/13 и закончили выступление в конце прошлого сезона, а также игроков 2013/14, для которых окончанием стал сезон 2014/15.
Из 35 спортcменов, которые начинали в 2012/13, девять человек смогли добраться до топ-64 в первый же свой сезон и сохранили места по итогам двухгодичных квот:
Курт Мафлин (34) – отбор через PTC
Род Лоулер (39) – Q School
Цао Юпен (46) – номинация от Китая
Дечават Пумчжаенг (47) – PTC
Адитья Мехта (49) – номинация от Индии
Панкадж Адвани (56) – азиатская номинация
Тепчайя Ун-Ну (59) – номинация от Таиланда
Робби Уильямс (62) – Q School
Лука Брессель (63) – европейская номинация
В следующем "заходе" количество свежеиспеченных профессионалов снизилось до семи, хотя стартовало 36 человек:
Гэри Уилсон (34) – PTC
Дэвид Моррис (51) – Q School
Ли Хан (55) – APTC
Кирен Уилсон (56) – PTC
Робин Халл (61) – европейская номинация
Стюарт Керринтон (63) – EBSA Play-Offs
Джо Свейл (64) – PTC
Ну, а как же эти достижения можно сопоставить с аналогичными предыдущих лет? К примеру, в сезоне 2011/12, не считая зачета РТС, где сохранялись очки прошлого года, в топ-64 пробилось лишь четыре новичка из 27:
Дэвид Гилберт (57) – Q School
Ю Делу (58) – Wildcard
Адам Даффи (62) – Q School
Джеймс Уоттана (63) – Wildcard
Годом ранее в список лучших пробилось шесть спортсменов из 24:
Джек Лисовски (52) – PIOS
Энтони МакГилл (59) – PIOS
Джейми Джонс (47) – PIOS
Алфи Берден (57) – чемпион мира IBSF
Лю Чуань (60) – чемпион Азии U-21
Сяо Годун (64) – Wildcard
На первый взгляд, удивляет тот факт, что двухгодичная квота не привела к количественному росту новых игроков сколь-либо заметным образом. Но, надо понимать, что помимо изменения срока лицензии, для новичков изменились и условия участия в туре. Теперь уже нет стартовых очков, да и рейтинги ведутся не по очкам, а по призовым деньгам. С виртуальным «нулем» в графе набранных очков новичок мэйнтура оказывается в не самом выгодном положении в турнирных сетках на 128 участников – ему приходится, как минимум, 18 месяцев противостоять в стартовом раунде игрокам из топ-64.
С другой стороны, мы все чаще можем наблюдать, как игроки пробиваются не просто в топ-64, но и даже врываются в топ-48. Это также можно связать с переходом от рейтинговых очков к зачету по призовым. Ну, а последствия таких прорывов – более высокий номер посева на следующих турнирах.
Любопытен тот факт, что из новичков мэйн-тура, которые воспользовались двухгодичными квотами, на самом деле лишь двое – натуральные новички. Впервые были названы профессионалами Робби Уильямс и Панкай Адвани. Но по их игре, конечно же, новенькими данных спортсменов не назовешь, что ясно свидетельствует нам о том, насколько тяжело попасть в топ-64 и каким должен быть уровень игрока.
Естественно, каждый из новичков пытается попасть в топ-64 не только в первый свой год, но и во второй, а кто-то и в несколько подходов. Настоящий профессиональный спортсмен тем и отличается, что верит в себя и в победу. Впрочем, совершенно не зазорно не достигнуть этой заветной цели, ведь все понимают, что на это способны совсем немногие.
Как мы видим уже несколько лет, наиболее реальный шанс для новичка остаться в туре – участвовать в турнирах серии РТС, а в случае с Россом Муиром – в АРТС. Это едва ли не лучшая возможность прижиться в среде профи и пожить их жизнью, сыграть большое количество матчей, набраться опыта и (при удачном стечении обстоятельств) призовых.
Если все идет по плану, то игрок получает новую карту на два года и новую попытку пробиться в топ-64, но выступает не просто так, а уже с весомым багажом знаний и турнирной практикой. В качестве наглядного примера назовем имена Джоэля Уокера и Джеймса Кэхилла. Возможно, их же дорожкой проследует Стивен Холлуорт.
Да, борьба за выход в мэйнтур через РТС проходит в тени от остальных событий, но это натуральное поле битвы, наблюдать за которым станет еще интереснее, если количество европейских турниров уменьшится, как и было обещано.
С другой стороны, для всех новичков есть шанс пробиться через международные номинации. Система отбора здесь, как минимум интересная, но всегда вызывает бурю эмоций у болельщиков. Тем не менее, результаты игроков, попавших в мэйн-тур через номинации, говорят сами за себя. Герои национальных номинаций очень часто становятся прекрасным дополнением к туру.
И несколько удивительно, что выпускники Q School выглядят относительно слабо. Уж очень немногим удается закрепиться в топ-64. В их свете выгоднее выглядят игроки, прошедшие через матчи серии PIOS, но, будем справедливы, последняя группа игроков оттуда была очень сильной – это Джек Лисовски и Энтони МакГилл.
Как итог внедрения двухгодичной системы мы получили расширение тура с 96 до 128 человек. Это привело к тому, что теперь на турнирах вырисовывается четкая и ровная сетка, что хорошо, но слишком многие склоняются к мысли, что такое увеличение количества игроков пойдет во вред. Есть сомнения и в способностях всех 128 человек, и в финансовой безопасности тура с таким большим числом игроков. Однако, уменьшить число обратно уже малореально, поскольку решение давать новичкам два года на "акклиматизацию" уже принято и внедрено.
Введение двухгодичных путевок в мэйн-тур, в конечном итоге, не выглядит каким-то облегчением жизни для новичков. Во многом это связано с нулевым балансом на старте, то есть самыми низкими рейтинговыми позициями из всех возможных. Каждый стартовый матч на любом турнире для новичка – это сложнейший бой. Раньше же в квалификационных раундах у них хотя бы были возможности встречаться между собой и накапливать заветные победы.
Естественно, какой бы ни была система – старой "несправедливой" или новой справедливой – игроки экстра-класса покажут себя в любом случае. Тот же Марк Аллен пробился в топ-16 всего за три сезона.
В конечно итоге, новая система рейтинговых очков, то есть призовых, делает фаворитами более опытных игроков. Их результаты тому подтверждение. Но, опять же, талантливым игрокам это помогает молниеносно ворваться в топ-32, как мы видели на примере Гэри Уилсона, впервые забравшегося так высоко в рейтинге, и это спустя два года после возвращения в тур.
Посмотрим, подарит ли нам сезон новые имена вроде Оливера Лайнса или Чжоу Юэлуна. Сможет ли кто-то закрепиться в мэйн-туре после насыщенного года. Каждому новичку будет противостоять сила в лице игрока из топ-64, что является невероятным испытанием, но и цена победы в таком поединке невероятно велика.
Антон Игонин (по материалам prosnookerblog.com)