Стив Дэвис заявил, что не ожидает когда-либо увидеть женщину, на равных конкурирующую на заключительных этапах чемпионата мира по снукеру с мужчинами. Так он прокомментировал недавно прошедший женский чемпионат мира, который состоялся 18-23 апреля в английском городе Лидсе. Правда, этот турнир, по сравнению с одновременно проходящим мужским чемпионатом в Шеффилде, оказался почти незамеченным. И на фоне подобных высказываний и событий Snooker.by пообщался с белорусскими снукеристками Яной Шут и Анастасией Тумилович, которые впервые участвовали в турнирах в Лидсе и побывали в культовом для любителей снукера месте – Крусибле в Шеффилде.

Причем наши не только участвовали, но и завоевали награды. Яна Шут стала серебряным призером чемпионата мира среди юниоров, а также чемпионкой мира в миксте в дуэте с английским профессионалом Беном Уолластоном, победив в финале команду в составе бельгийки Венди Янс и валлийского профессионала Джейми Кларка со счетом 3:0. Серебро на ЧМ в категории "senior" завоевала еще одна белоруска – Елена Асмолова.

Кроме того, Яна Шут и Анастасия Тумилович недавно стали серебряными призерами командного чемпионата Европы в Румынии и выиграли чемпионаты Беларуси среди женщин (Анастасия Тумилович) и юниоров U-21 (Яна Шут).

Мы публикуем первую часть интервью, где наши спортсменки рассказывают о своих впечатлениях от чемпионата мира в Лидсе и уровне женского снукера.

- Что понравилось в формате и организации соревнований? Как это было вообще?

Яна:

- Турнир проходил пять дней, и за эти пять дней мы должны были сыграть пять турниров. В первый день - два командных турнира, потом начинался основной – индивидуальный – женский чемпионат, который длился три дня. В четвертый день мы играли на чемпионатах среди юниоров до 21-го года и среди сеньоров, а в последний – был английский бильярд, но мы здесь не выступали.

Командный турнир среди смешанных пар мы играли до трех побед. Сетка – Олимпийка. Я играла с Беном здесь в этот день и параллельно выступала в паре с Натальей Козловской в женском командном турнире.

Настя:

- Организация турнира немного удивила. Я ожидала более современной организации. Жеребьевка, внесение результатов матчей … Я думала, что все это будет как минимум в электронном виде. А оказалось все на бумаге и вручную.

Яна:

- Там только папа участницы турнира Ханны – Марк Джонс выкладывал результаты в Интернет, размещал на сайте, когда уже все закончилось.

Настя:

- Сначала все записывается на бумаге, а потом переводится в электронный вид. Это колоссальная работа, поэтому, когда видишь директора турнира, который уже весь в пене и в мыле, то понимаешь, что лучше вообще к нему не подходить. Поэтому мы внесли со своей стороны предложение сделать организацию турнира современной, и нам пообещали подумать над этой системой. Ну а то, что в эти пять дней уместили столько турниров – это очень здорово.

- Пользуется ли зрительским интересом женский снукер в Англии?

Яна:

- Да, там, к примеру, приходили игроки просто тренироваться в клубе, или просто люди, которые зашли сыграть в снукер, но замечали, что играют девушки, и начинали смотреть наши матчи. Также среди зрителей были выбывшие с турнира игроки, их друзья, знакомые, родители. Заходили смотреть и просто люди с улицы.

Настя:

- На финальной части было достаточно зрителей. Клуб очень хороший. Очень большой, тридцать снукерных столов и 25 пуловских. Всего там несколько уровней. Один уровень – это полностью снукер, другой – это пул, традиционный спортивный и барный. Атмосфера по-настоящему клубная, нет какой-то камерности, как на арене в Крусибле, к примеру. И ощущение было такое, что находишься на каком-то клубном турнире за тридевять земель. И это помогало не напрягаться.

- Яна, расскажи о победе с Беном Уолластоном на чемпионате среди смешанных пар?

- Это было что-то нереальное. Очень долго не верилось, что мы все-таки выиграли, потому что у нас были очень сильные соперники. В полуфинале мы играли с дуэтом Риан Эванс/Майкл Холт. Все считали, что именно эта команда станет победителем. Все ставили на них.

- Какая ваша сильная сторона проявилась на этом турнире, что помогло победить?

- Я считаю, что мы с Беном были настоящей командой. Мы разговаривали, советовались перед ударом. К примеру, он мне советовал, что лучше делать, например, от какого шара отыграться, и за счет этого мы и выиграли, потому что не все команды на этом турнире так общались между собой.

- Прошла уже эйфория от победы или еще держит?

- Дома лежит Кубок, но вот как-то до сих пор не верится, что все-таки выиграли, что я чемпион мира, никак в это не верится.

- Вы пообщались с английскими снукеристками. Какие впечатления остались?

Настя:

- В last16 я попала на Риан Эванс и в группе с ней играла. Серии она делает 40-50 очень стабильно. На основном турнире Джессика Вудс из Австралии сделала 79. У Риан Эванс в женском турнире лучший брейк был 70+. Она очень спокойная, как рыба в воде, никакого смущения по поводу того, дальний или не дальний удар, у нее нет. Мне очень понравилась ее манера игры. Не могу ничего сказать по поводу Ханны Джонс, которая тоже считается сильным игроком, она выиграла юниорский чемпионат, потому что, вспоминая ее игру три года назад, ничего особенного сейчас я не увидела. Да, он подтянулась, за это время выиграла много титулов в Англии. Стабильное участие в турнирах, соответственно, и приносит результат.

Яна:

- На женском командном турнире была сотня. Ее сделала Венди Янс. 103, кажется, или 104 очка. Ханну Джонс мы видели три года назад, когда участвовали в командном чемпионате Европы. Сейчас она играет намного лучше, намного увереннее. Она уже начала складывать серии. Оставишь ей позицию, и она обязательно делает брейк, из снукеров хорошо выходит. Она уже играет на хорошем высоком уровне.

- Может быть, научились чему-то у них, пока наблюдали за их игрой? Что-то возьмете в свой арсенал?

Настя:

- Когда я играла с Риан, заметила, что она играет очень просто, не усложняет игру себе каким-то трудным выбором. Нужно отыграться, например, она не ищет какую-то проводку, а ставит биток на борт. Мне это понравилось, хотелось бы в своей игре такого добиться.

Яна:

- Я для себя отметила некоторые элементы выхода, пару отыгрышей, снукеров. Также, когда я смотрела игры, то думала о том, что бы я сделала в конкретной ситуации.

Настя:

- Некоторые вещи были новые для нас. К примеру, по отыгрышам. В какой-то конкретной ситуации я бы пыталась увести биток, хотя проще подкатить или оставить биток примерно на той же отметке. Причем раньше я на это не обращала внимание, а сейчас конкретно вижу, что сделать такой отыгрыш процентов на 200 легче, чем что-то выдумывать.

- Какой самый яркий момент на это чемпионате мира?

Настя:

- Мне понравился матч, который я, к сожалению, не выиграла. Я играла с китаянкой Со Ман Ян на групповом этапе женского чемпионата мира. Мы играли два фрейма. Начало фрейма, я веду, все замечательно. Потом отличный отыгрыш, я могу поставить биток на борт или за болкерную линию. А она такие дальние забивает, что просто без шансов остаешься. Это меня очень удивило. Игра китаянок впечатляет.

Также мы вместе с ними играли на командном турнире. Я была в паре с Ириной Горбатой из России. Там тоже 2:0, без шансов. Азия пока не поддается.

Яна:

- Это был матч с Риан Эванс и Майклом Холтом. Даже я сама до игры не особо верила, что мы с Беном выиграем. Эта встреча очень запомнилась, потому что Бен очень хорошо играл, я очень старалась, и сама игра была красивой. Еще запомнился финал с Ханной Джонс. Мы обе играли очень хорошо. Хорошие снукера ставили, даже мини-серии складывали. А после игры к нам даже подходили зрители и говорили, что на такой снукер очень приятно смотреть.

Вторая часть интервью будет опубликована завтра. Яна и Настя поделятся рассказом о посещении Крусибла, общении с топ-игроками, а также раскроют секрет, чем может привлечь зрителей женский снукер.


Беседовала Надежда Белянская

Фото: WLBSA, а также из архива Яны Шут и Анастасии Тумилович